Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов

ART
художник | 19?? — сегодня
Беспринципные конформисты и самопровозглашенные халтурщики, живописавшие время, вкусы и нравы
Творческий метод дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова можно определить как кризис перепроизводства. Количество картин, созданными ими за двадцать один год совместной деятельности подсчитать почти невозможно. Международные художественные ярмарки и выставки, интерьеры московских ресторанов, книги Виктора Пелевина, обложка диска нью-йоркской группы Talking Heads.
На заре карьеры в начале 1990-х они мечтали создать художественную артель, живописную бригаду без имени и подписи, пишущую картины сотнями. Этот проект художники даже начали воплощать, но что-то не задалось, стали работать вдвоем. Бывшие студенты Суриковского института, входили в круг художников галереи в Трехпрудном переулке (1991 — 1993), где процветал преимущественно акционизм в мягком варианте. В 1994-м они решают, что совсем забросить полученные в учебном заведении академические умения было бы каким-то авангардистским жестом. И изготовили картину «Пикассо в Москве» (1994). Написанный по всем канонам соцреализма милый старичок в кепочке на фоне Кремля — это совсем не тот ужасный создатель «Авиньонских девиц», которыми пугают детей.
Идея показалась весьма перспективной. Широкая публика не любит всякий авангард и требует, чтобы было «похоже». И академисты-радикалы решили, что на такую ситуацию следует ответить концептуальным жестом. И в том-же 1994-м открыли проект «Картина на заказ». Главная цель — обеспечить различные учреждения и предприятия: школы, заводы, банки и пр. «настоящей живописью». И сами сформулировали тематические планы и приступили к созданию пробной партии. Но потенциальные заказчики, кажется, этот постмодернистский замысел разгадали. Это уж слишком было бы круто для туристического агентства повесить на стену картину «Птица-тройка», где персонаж в бешенной скачке отбивается от волков и летающего монстра. Заказ явно перевыполнен. Вышел безумный микс из стереотипов и штампов Голливуда, советской культуры с реминисценций соцреализма, написанный языком «от корней» — Герасимова, Дейнеки и Пластова. Удачу получила только «Картина для Рейхстага» (1995), где на одном из полотен изображен действующий канцлер Гельмут Коль на свадьбе неистово счастливых молодых немцев (аллегория объединенной Германии). Немцам шутка пришлась по душе — утрированное благолепие так понравилась редакции немецкого журнала «Шпигель», что они заказали художникам портрет Коля для обложки.
Апофеоз творчества дуэта 90-х — полотно «Христос в Москве» (1999): по ночной Москве среди проституток, бомбил и неоновых вывесок шествует Бог-сын. Священник Андрей Кураев написал о выставке разгромную статью, что, впрочем, в то время мало кого заботило. Это была игра в востребованность искусства, которая к миллениуму превратилась в реальность.
В нулевые на полотнах художников оказываются поток образов нового времени — телевизионный попсовый сюрреализм и журнальный глэм. Выставки пачками открываются в Москве, Европе и Америке. В 2001 году итальянский галерист Клаудио Полески предложил художникам контракт, по которому они должны были произвести за месяц 24 картины — справились. В русском павильоне в Венеции (2003) художники показывают «Подводный мир» — живопись герои которой люди «как с картинки», погруженны в воду — такое лирическое безумие про безвоздушное пространство, в котором оказалось человечество.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
Во второй половине нулевых уставшие от гламура художники принялись препарировать музеи. Итог — выставка «Времена года русской живописи» (ГТГ, 2007) монументальный и безоглядный монтаж хитов Третьяковки по заказу самой галереи. «Большевик» Кустодиева размахивает красным флагом над тремя богатырями, а «Философы» Нестерова прогуливаются с «Красным конем». Музейщикам понравилось — они лучше всех знают, какая каша варится в умах простых посетителей музея!
Следом художники начали свой последний совместный проект «На районе» — провинциальная жизнь города Химки, где у Виноградова с Дубосарским была мастерская. Неукротимые псевдореалисты обнаружили вокруг себя реальность и повседневность. Попытка скрестить констатацию реальности с былым сюром на выходе оказалось спокойной как по настроению так и исполнению живописью. Новый социальный запрос, на который обычно чутко реагируют художники, — стабильность. Вероятно эта фальшивая устаканенность и заставила дуэт в 2015-м году навсегда разъединиться на две самостоятельные творческие единицы. Единственная ретроспектива дуэта в двух частях («Ретроспектива» и «Ретроспектива-2») прошла в Центре современного искусства «Винзавод» и в галерее «Триумф» и состояла из неликвида — недоделанных работ, которые художники копили годами. На этом перформанс по производству живописи в промышленных масштабах закончился. Оба автора заняты сольными карьерами.

— Андрей Ковалев

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать