Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Петр Павленский

ART
художник | 19?? — сегодня
Возможно ли политическое искусство?
Петр Павленский — наследник радикальных акционистов девяностых. Старшие товарищи уже в начале двухтысячных прекратившие свою активность в публичных пространства, старались балансировать на тонкой грани между жестом художника и политическим активизмом. Павленский решительно сдвинул эту границу. Объявив себя «политическим художником», он довел свои высказывания до кристальной ясности и даже прямолинейности. В 2012 году во время своей первой акции «Шов» он два часа простоял у Казанского собора с зашитым ниткой ртом, протестуя против судебного приговора участницам группы Pussy Riot, которые, по словам Петра инициировали его на выход в социальное пространство. Но, в отличии от них он всегда очень точно формулировал свои политические посылы и всячески избегал какой-либо карнавальности и клоунады. Именно эта отточенность жеста и превращала его манифестации в социально-значимые события, которые просто невозможно замолчать.
В ходе жарких публичных дискуссий недоброжелатели агрессивно называют Павленского сумасшедшим или добродушно сравнивают с русскими юродивыми. Но убедительность его политической и художественной риторики такова, что на его сторону занимают врачи психбольниц, куда акциониста отправляют на экспертизу после каждой акции. Более того, столкнувшись со столь несгибаемым человеком, однажды уволился следователь, который честно пытался понять, какие причины заставили художника во время акции «Свобода» (2014) жечь покрышки в поддержку Майдана. Расшифровка допроса, превратившегося в беседу-перформанс, попала в социальные сети. Именно там и находится публика, к которой обращается художник, этот зритель, сегодня втянут в единое с художником время-пространство; он реален и виртуален одновременно.
В этом новом пространстве Павленский реализует свой вариант «социальную скульптуры», о которой Йозеф Бойс говорил, что это единственная дорога к «прямой демократии». Эта утопия осуществиться только тогда, когда каждый человек станет художником. Павленский же выбрал позицию одинокого героя, вставшего перед безличной государственной машиной. Во время большинства своих акций Павленский сохраняет молчание и неподвижность. Это вокруг него бессистемно движутся полицейские, которых он использует в качестве антуража своих акций. Протестуя против возвращения советской карательной психиатрии во время акции «Отделение» (2014) Павленский отрезает себе мочку уха большим ножом, усевшись на стену, которая закрывает территорию психбольницы. Это действие прямо отсылало к безумству Ван Гога, но полицейские, которые которые снимали обнаженного художника, сами обратились в персонажей классического библейского сюжета «Снятие с креста».
Живописец-монументалист по образованию, Павленский последовательно превращал свое тело в идеально инсталлированную городскую скульптуру, создающую точный и запоминающийся визуальный образ. «Фиксация». 10 ноября 2013 года художник вышел на Красную площадь, разделся догола и прибил свою мошонку к брусчатке, манифестируя таким образом свое отношение к «индифферентности и фатализму современного российского общества». При этом поза, которую принял художник прямо соотносилась с экспрессивной фигурой «Скорчившигося мальчика» Микеланджело Буонаротти (1522).
Одна из самых его эффектных и эффективных акций — «Угроза» (9 ноября 2015) года он поджег дверь исторического здания ФСБ на Лубянке. Его соратники распространили заявление художника о том, что «Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел». Акция длилась считанные минуты, но приглашенным фотографам удалось сделать почти голливудский кадр, который очень точно назвали «Вратами адовыми». Далее акция Павленского продолжалась в медийном пространстве, вызвав необычайно активную публичную дискуссию в русских и международных СМИ и социальных медиа. Затем и сам художник и активист превратил в перформанс. Его адвокаты долго излагали историю радикального перформанса в России, Европе и Америке, вызывая смешки даже у ОМОНа. Затем он вызвал в суд в качестве экспертов специально нанятых в нелегальном публичном доме проституток, указывая на продажность экспертов со стороны обвинения.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
В январе 2017 года Павленский и его соратница Оксана Шалыгина с детьми, опасаясь надуманных обвинений сексуальных домогательствах скрылись во Франции, получив статус полиэмигрантов. Но и там он решил испытать на прочность систему демократических институтов 16 октября 2017 он поджег двери офиса Банка Франции, который располагается в символическом месте — на Площади Бастилии, призывая вернуться к традициям Великой французской революции. Судебные власти не нашли ничего лучшего, как надолго запереть художника в одиночной камере якобы до окончания следствия.

— Андрей Ковалев

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать