Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Куда бегут собаки

ART
арт-группа | 19?? — сегодня
Искусство, далеко опередившее технический прогресс
Художники объясняют историю возникновения названия своей группы так: «Есть зороастрийская легенда о том, что, когда души умерших собак — тысячи кобельков и сучек — пересекают мост Чинват, они превращаются в живых выдр, которые плывут по воде и начинают новую жизнь. Выдры — священные животные. Но насчет того, какое именно это имеет отношение к названию нашей группы, у каждого из нас своя версия, поэтому мы никогда не можем внятно ответить на этот вопрос».
Первая акция объединения состоялась в 2000 году, в подвале обычной школы Екатеринбурга. Называлась она «Лабиринт». В помещении с двойными стенами, выкрашенными в черный цвет были запрятаны их собственные картины. В небольшое пространство подвала были запущены электо-механические существа — «кавички» и «бабочата». В действе участвовали также обнаженные танцовщицы, хаус-диджей и скрипачка из симфонического оркестра. Из этого эксперимента выросло несколько дальнейших проектов объединения, в которых участвовали «кавички» и «бабочата». Например, инсталляция «Порнопедальные сны. Сон № 1» (2002). Далее механические существа мутировали и приняли форму мясорубок. Их цель — постепенно убить самих себя. («Парнопедальные сны. Сон № 2», 2008). Эти объекты были наделены неким разумом и даже душой: характерная черта любого парнопедального сна — источник жизни, бессмысленная розетка.
О наклонности к тотемизму у КБС свидетельствует и инсталляция «Поля-2» первоначально созданная для Уральского наноцентра (2012). Две камеры с разных ракурсов проецируют на два экрана изображение стеклянной чаши с магнитной жидкостью. Магнитная жидкость — это особый наноматериал, состоящий из магнитных частиц. Внутри цилиндрического подиума под стеклянной чашей находится собранный из постоянных магнитов «глаз»; система двигателей позволяет глазу «моргать». Если к чаше приближается зритель, глаз всплывает на поверхность и перемещается вслед за зрителем по поверхности чаши.
Однажды КБС разочаровываются и в тотемизме. Исследуя души механизмов, художники пришли к выводу что в любом механизме содержится текст. «Если устройство работает, значит текст точен и ясен, если устройство барахлит — то текст слаб и мутен». Не слишком вдаваясь в технологические подробности, художники из КБС заявили, что теперь выступают посредниками между «текстами и микросхемами». При этом уклончиво пояснили: «Наши трактовки очень субъективны». Выглядит все, так, как будто Незнайка пришел к Винтику и Шпунтику со своими заоблачными идеями. А тем все понравилось, они помозговали — и воплотили все в конкретный материал. Из такого сочетания в проекте «Символизм в электросхемах» (2006), в котором декларировалась дешифровка поэтических текстов для электро-механических устройств, сложилось много сильных художественных образов. Функционируют все девайсы просто прекрасно. Особенно эффектно в таком исполнении стихотворение Гарсиа Лорки, оказавшееся после дешифровки «детекторным приемником, который работает от энергии самой волны». Задача непростая, но вполне разрешимая, над ней бились лучшие умы журнала «Радио» году этак в 1970. А сегодня для реализации этой задачи нужно было еще найти винтажный транзистор (один) и диод (один).
Иногда эти веселые, но все же одноклеточные по современным понятиям механизмы, выступают с декларациями, похожими на политические. В работе «Испарение Конституции Российской Федерации» (2017) текст российской Конституции переведен в азбуку Морзе, перевод транслируют в пространство при помощи капель воды, падающих на раскаленные утюги. Капля падает только тогда, когда утюг достаточно раскален. Цель конструкции — передать очень важную информацию в виде пара. Конституция выводится на экран и зритель видит испаряемый в данный момент текст.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
Однако, одними только техническими новинками КБС не ограничиваются. В интерактивной инсталляции «Индекс трансцендентности» (2017) соединены роботехника, технологическое искусство, текст, перформанс и гастрономия. Умный механизм варит «трансцендентальный борщ» — на 1917-й и 2017-й год, рецепт получает из стохастического анализа поваренных книг за указанные годы. Борщ 1917-го получается более наваристый, чем современный, который получился пресно-кислым.
Самое удивительное, что в составе группы нет ни одного программиста, инженера или ученого. Все участники — с художественным образованием. Но их постоянно консультируют ведущие специалисты в самых разнообразных сферах от астрономии до математики. Несмотря на это, художникам для реализации своих многочисленных задумок постоянно не хватает технических мощностей. Но все как-то ведь получается!

— Андрей Ковалев

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать