Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Дмитрий Кварага

ART
художник | 19?? — сегодня
Как при помощи современных технологий открыть внутреннюю механику человеческого сознания?
Дмитрий Каварга начинал с живописи, из которой постепенно выкристаллизовались скульптурные объекты. В работе «Диффундирование формообразований» (2005) он сочетает плоскостное изображение с элементами рельефа. Главные «действующие лица» произведения — «формообразования», то есть формы, находящиеся в процессе становления и как будто отделяющиеся от поверхности плоского изображения, чтобы начать самостоятельную жизнь.
Инсталляция «Токсикоз антропоцентризма» (2007) балансирует на грани между узнаваемыми формами и абстракцией. Для того, чтобы охарактеризовать абстракцию, напоминающую своим видом живые организмы, он использует термин «биоморфизм» а себя называет «биоморфным радикалом». Каварга стирает грань между абстракцией и повседневной действительностью, ставя в один образный ряд живые организмы и абстрактные мыслеформы. Сюжет разворачивается в далеком будущем, где существуют совсем иные формы жизни, и где мысль реальна также, как и материя. Человеческое сознание — главная загадка для художника.
В инсталляция «Модель биполярной активности» (2008) первая часть, наполненная текучими и бесформенными образованиями отсылает отсылает к миру живой природы, а кристаллические формы второй части напоминают фигуры из учебников по геометрии — нечто упорядоченное и структурное. К работе подключен прибор, считывающий активность полушарий мозга. Благодаря полученному от него сигналу активизируется либо органическая, либо структурная часть инсталляции. Интерактивность этой работы очень специфическая — зритель становится не просто участником механического спектакля, а героем некой метафизической драмы, повествующей о борьбе противоположностей в сознании живущего.
В инсталляции «Волос Кулика» (2010) Дмитрий Каварга препарирует сам процесс художественного творчества. Начиналась работа действительно с найденного волоса Олега Кулика. Форма волоса вдохновила художника на создание гигантской инсталляции, растянувшейся во всю длину обширного выставочного пространства Гридчин-холла. Инсталляция состояла из скульптурной части, представлявшей эволюцию мысли художника в виде перетекающих друг в друга форм, и интерактивной части, где в зависимости от активности мозга зрителя играла та или иная музыка. Также были экспонированы сам волос Кулика, живые курицы, а также черви и насекомые.
В 2007 Каварга стал победителем конкурса проектов памятника Борису Ельцину «Монумент», который проводил частный музей ART4.RU. Огромные пласты черной материи переворачивают кверху ногами и подминают под себя людей, и в своем движении выносят наверх единственную неперевернутую фигуру — первого российского президента. Памятник Борису Ельцину должен был быть установлен на Лубянской площади, но замыслу так и не суждено было осуществиться.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
Тему искусства в городском пространстве продолжает проект «Обитаемые скульптуры» (2013 — 2017, в соавторстве с Еленой Каваргой). Скульптуры представляют собой искусственные жилища для бездомных животных и птиц, сочетающие функциональность убежища с биоморфной эстетикой. Искусство в данном случае выступает как альтернативный способ взаимодействия социума и городской фауны, в чем так остро нуждаются крупные города. Проект по достоинству был оценен не только людьми, но и птицами — в одной из работ, установленных в 2014 году парке скульптур Сколково грачи свили гнездо.
В 2016 году Дмитрий и Елена Каварга на 11-ом международном фестивале ландшафтных объектов «Архстояние» представили инсталляцию «Обитаемое вещество». На этот раз внутри могли поместиться не только животные, но и посетители. Произведение балансирует на грани между паблик-артом и реляционной эстетикой, и создает необычные условия не только для погружения в себя, но и для общения зрителей друг с другом.
В 2017 году Каварга приступил к осуществлению грандиозного по масштабам проекта «Каварга-скит». Это несколько построек, увенчанных башней характерной для творчества художника формы. Как следует из названия (скит — место, где уединяются монахи-отшельники), посетители, или художники могут провести внутри время наедине с искусством и своими мыслями. Внутри башни находится биоморфная «келья», пребывание в которой приподнимает человека над суетой и позволяет, как и многие другие работы Каварги, переосмыслить собственное восприятие искусства и окружающей действительности. Сегодня, когда благодаря новейшим технологиям существование человека сводится к непрерывной коммуникации, творчество Каварги указывает на все более возрастающую актуальность уединения и сопутствующего ему особого состояния сознания.

— Андрей Ковалев

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать