Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Синий Суп

ART
художник | 19?? — сегодня
Группа «Синий суп» была основана в 1996 году тремя выпускниками Московского архитектурного института — Алексеем Добровым, Даниилом Лебедевым и Валерием Патконеном. (Позднее Патконен группу покинул, а в 2002 году к ней присоединился выпускник Института культуры Александр Лобанов). В своих видео «Синий суп» конструирует прежде всего пространство. Люди появлялись только в одной ранней работе группы — снятом в 1999 году видео Mute. Головы двух мужчин в «нуарных» шляпах то появлялись, то пропадали за белой поверхностью экрана, которую на время «расчищали» автомобильные дворники. «Наружка», секретные агенты, частные детективы, шпионы — кто бы они ни были, два персонажа казались погруженными в рутину слежки, в состояние скуки и в то же время напряженного ожидания.
Такое же ощущение тревожного бездействия царит и в последующих работах «Синего супа» — уже безлюдных и созданных в технике компьютерной анимации. Художники генерируют состояние, зависающее между предполагающим кульминацию и разрешение саспенсом западного кинематографа и теми выражающими неразрешимую безвыходность бездействием, замедленностью и оцепенелостью, что ассоциируются с лентами Тарковского, Германа-старшего, Сокурова или Звягинцева.
Видеоработы «Синего супа» можно разделить на серии — в зависимости от типов пространства, которые конструируют авторы. В одной из ранних серий видео зритель попадал в пустынные интерьеры тех «общественных» мест, в которых на самом деле человеческое присутствие кажется неуместным. Помпезно-неоклассицистский, как «Вестибюль» (2003), напоминающий Мозаичный зал Рейхсканцелярии или казенно-советские, как «Выход"(2005), это вовсе не публичные места, но пространства Власти: ими нельзя располагать, перед ними нужно благоговеть. Они заставляют посетителя трепетать в ожидании наказания или поощрения, и в глубине души переживать от своей беззащитности и неуместности в этих пространствах. Власть же остается даже не невидимой — а лишенных телесной сущности полтергейстом, которому, в сущности, нет никакого дела до просителей в вестибюлях.
После интерьерной серии «Синий суп» сделал пейзажную трилогию. Первая часть — «Эшелон» (2006), трехэкранная видеоинсталляция, показывающая бесконечные составы и обозы, под дождем и снегом везущие по ночным дорогам некий неопознаваемый, а потому кажущийся секретным и военным груз. Атмосфера «военной тайны» задавала восприятие следующих частей. Даже архетипический русский пейзаж «Озеро"(2007) воспринимался как поле накануне битвы. Заключительная часть, «Оборона» (2008), своей цифровой фактурой, и батальным сюжетом напоминала не столько кино, сколько компьютерную игру. В виртуальный туман так и хочется углубиться, постепенно исследуя пока что окутанную тайной местность, меткими залпами разделываясь с затаившимися врагами. Но предвкушение победоносной виртуальной баталии оборачивается кошмаром — ибо у зрителя нет никакой возможности стать пользователем и вступить в этот мир, казалось бы, созданный для того, чтобы стать сценой его триумфа. Никакого джойстика для стрельбы, клавиш, позволяющих побродить по этой туманной пустоши. И вместо желания полюбоваться этим медитативным ландшафтом ты испытываешь только гнетущее чувство полного бессилия. Ибо что может быть более обидным и безнадежным, чем игра, которая отказывается с тобою играть.
Затем последовала серия, представляющая совсем уж космические, несомасштабные человеку ландшафты и феномены. Даже расступающиеся морские воды, отсылающие к библейскому образу, уже не пропускали народ Израилев и не поглощали фараоново воинство, но раскрывались сами собой, в полном безлюдье и безбожье — точно так же как сама собой приоткрывалась дверь в видео Выход" 2005 года.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
Разрешение саспенса, который «Синий суп» нагнетал на протяжении всей своей двадцатилетней карьеры, наступает в последнем на настоящий момент видео группы — «Каскад» (2016). Та самая катастрофа, ожиданием которой были наполнены все опусы «Синего супа», наконец, свершается. По ступеням подземного перехода катятся волны всемирного потопа — катятся медленно, как ртуть, величаво, и неотвратимо, под грозно-торжественный саундтрек постоянного соавтора «Синего супа», английского музыканта James Welburn. И, как в сновидении, ты цепенеешь перед этим потоком, который того и гляди тебя смоет. Пустынность локаций, сконструированных видеохудожниками — это, конечно, пустынность сновидения, пустынность, в которой чувствуешь себя одиноким, запертым — но в то же время и привилегированным: только тебе доступен этот мир, и даже библейского масштаба катаклизмы тут разыгрываются лично для тебя.

— Ирина Кулик

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать