Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Таус Махачева

ART
художник | 19?? — сегодня
Художница, создающая искусство критическое и поэтическое.
В своем творчестве она часто обращается к теме культурной идентичности.

Художница живет и работает между тремя городами — Махачкалой, Москвой и Лондоном. Это позволяет ей погружаться в совершенно разные культуры, сочетая позиции исследователя и объекта исследования.
В видео «Иди» художница идет по краю скалы, придавая человеческое измерение величественным пейзажам дагестанских гор. Как романтический странник она вверяет себя силам природы, становясь частью ландшафта. Человеческая фигура среди древних скал создает ощущение невероятного масштаба, и наводит на мысли о том, что несмотря на свою малость, человек также принимает участие в формировании ландшафта, часто просто одним своим присутствием.
В видеоперформансе «Гамсутль», переживая память стен старинного опустевшего селения танцовщик воссоздает образы людей и предметов когда-то там находившихся. Действие сопровождается только шумом ветра, — человеческая речь давно не касалась стен полуразрушенных домов. И тайна происходившего в них теперь сопоставима с тайной самой природы.
Исторический и реальный ландшафт в работах художницы иногда воедино. На этом перекрестье появляется Супер-Таус, воплощающая образ героини, о которой люди слагают легенды. Она может в одиночку столкнуть камень, мешающий движению на горной дороге, а может донести на спине памятник двум музейным смотрительницам из Махачкалы в Москву или Париж. Смотрительницы, работавшие в одном из дагестанских музеев, в начале 90-х спасли работу Александра Родченко, отбив ее у грабителя. Скульптуру, изображавшую героинь в полный рост вместе с спасенным полотном, художница носила по залам Центра Помпиду и других музеев.
Образ музея встречается и в другой работе — «Канат» (2015). В ней потомственный канатоходец переносит копии картин из дагестанского музея «в хранилище». Для этого ему нужно пройти по канату над пропастью между скалами. Проект, с одной стороны, связан с необходимостью постоянной заботы о культурном наследии. С другой — продолжает линию в творчестве художницы со «вхождением» художника в музей, а также в будущую историю искусств. Выбор канатоходца — что спасать первым, а что — вторым сопоставим с задачей, которую решают музейные сотрудники, жюри премий, каким художникам отдать предпочтение, а каких оставить «на потом». У Махачевой на вечное хранение передали все картины.
Продолжением проекта «Канат» и апофеозом темы взаимодействия искусства и истории в художественном произведении стал перформанс «О пользе пирамид в культурном восприятии, укреплении национального сознания и формировании морально-этических ориентиров» Участвующие в действии акробаты выстраивали пирамиды из собственных тел и передавали друг другу копии работ из фондов Дагестанского музея изобразительных искусств. Произведения таким образом достигали заветного «хранилища».

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
Многие произведения Таус Махачевой посвящены особенностям современной дагестанской культуры, переплетенной с традициями. В них художница обращает внимание на индивидуальное, не подверженное глобализации. В работе «Позволь мне быть частью нарратива» (2012) она описывает мир собачьих боев и заводчиков бойцовых пород собак, а также рассказывает о жизни дагестанского борца Али Алиева. В видео «Бешенные и неистовые» художница показывает мир дагестанских стрит-рейсеров. Погружаясь в этот закрытый мир, она становится не только исследователем, но и действующим лицом, покоряя гонщиков своим роскошным внедорожником, обшитым мехом старых шуб.
В работе 2017 года «Байда», сделанной на Венецианской биеннале художница обращается к менее ярким, но более пронзительным образам современного Дагестана. Посетителям Биеннале предлагалось самостоятельно, по геолокации, найти в Адриатическом море место, где проходит перформанс. Поскольку задача оказывается трудновыполнимой, все желающим была дана возможность посмотреть мокьюментари про тех, кто все же отважился и каким-то чудом это сделал. В фильме в основном показана вода и только в самом конце — перевернутая лодка, наводящая на мысли о случившейся с рыбаками катастрофе. Действие сопровождается репликами типичными для арт-туристов приезжающих в Венецию в сезон Биеннале. Для людей, из глобализованного и благополучного западного мира, трудно было решить, как им реагировать на происходящее. В глобальном плане искусство оказывается бессильно помочь жертвам несправедливости и катастроф. Может ли оно помогать локально?
Работы Таус Махачевой часто построены вокруг действия, которое главный герой совершает в одиночку. Альтер-эго художницы Супер-Таус является воплощением силы одиночного действия — которое, порой может достигать исторического масштаба и влиять если не на судьбу всего мира, то как минимум — на судьбы конкретных людей.

— Андрей Ковалев

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать