Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Герман Виноградов

ART
саунд художник | 1957 — сегодня
Первый российский саунд-артист, шаман, живая легенда андерграунда 1980-х и культовый герой 1990-х
Свои звуковые перформансы «Бикапония Небесного Леса» Герман Виноградов регулярно проводит с середины 1980х годов. Слово «БИКАПО» звучит как футуристическая заумь. Это название виноградовских «мистерий», одновременно — имя, данное сконструированному Виноградовым инструменту, точнее, звучащей среды Впервые это слово появилось в стихотворной строчке «ДАДЗЫБРЕКИДЖЫГО ГИКА БИКАПО», свидетельствующей, что Виноградов свободно говорит на одном языке с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. В своем звуковом искусстве Герман Виноградов скорее русский будетлянин, нежели последователь итальянского футуриста Луиджи Руссоло, основоположника саунд-арта. Если Руссоло придумывал свое «искусство шумов», чтобы создать музыку нового индустриального мира, то Герман Виноградов, создавая свои инсталляции-инструменты из отходов этого самого индустриального мира, стремится вернуться к вневременному переживанию звука, вернуться к архаическому, ритуальному опыту. Точно так же, как прорывались сквозь будущее во вневременное русские будетляне. Интерес к наследию авангарда у Виноградова органично соединился с увлечением разнообразными нью-эйдж практиками, популярными в СССР 1980х — от йоги до сугубо российского учения Порфирия Иванова, проповедовавшего оздоровление и обретение бессмертия через возврат к природе, отказ от одежды и обуви, экстремальное закаливание и голодание. Следуя его заветам, Герман Виноградов даже зимой ходил босиком или в сандалиях.
БИКАПО — это своего рода «анти-индастриел»: обломки цивилизации вновь обретают качества природы, а саундартист предстает шаманом, повелевающим стихиями — в свои перформансы Виноградов обязательно включает воду и пламя. Наряду с собственно «Бикапо» он так же практикует «огнепись» — живопись огнем. С 2000-х устраивает масленичные перформансы в Никола-Ленивце, с разрешения автора возжигая в ритуальном пламени заведомо временные объекты Николая Полисского.
Герман Виноградов рассказывает, что идея Бикапо родилась, когда он работал сторожем и дворником в пустующем детском саду в Хохловском переулке, ставшем одним из первых московских арт-сквотов и давшем имя группе «Детский сад» (В которую входили художники Николай Филатов и Андрей Ройтер.) Однажды он пнул ногой валявшуюся в луже металлическую трубку — и был поражен тем, какой прекрасный, длительный звук она издала в полете. Так возникла идея, что в свободном полете любой металлолом обретает голос, а слово «бикапо» раскрыло свой тайный смыл: «БИ — удар по трубе, КА- тянущийся звук, ПО — затухающий звук». Но, хотя Герман Виноградов и призывает художников изучать помойки как неисчерпаемый и совершенно бесплатный источник разнообразных форм и материалов, его грандиозные звучащие пространства — нечто куда более сложное, чем прямое использование найденного звука найденных предметов. Выглядящие как гибрид звонницы и органа, это не только визуально впечатляющие инсталляции, но и изощренные музыкальные инструменты. Саундартист по праву гордится тем, что там есть трубы, способные звучать одиннадцать минут от одного удара.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
Архитектор по образованию, Виноградов пришел к саунд-арту через скульптуру. Он начинал с кинетических объектов в духе Наума Габо – или Жана Тэнгли, с которым русский художник лично познакомился в 1990-м году, когда Тэнгли одним из первых западных арт-звезд представил свою персональную выставку в ЦДХ.
В отличие от многих современных саунд-артистов, Виноградов не работает с синтезированным, электронным звуком. При всей своей мистериальности, БИКАПО предельно материально и основано мастерском использовании акустических свойств конкретных предметов и помещений – будь то пустующий детский сад в Хохловском переулке, залы театра Анатолия Васильева на Поварской улице, легендарный сквот Александра Петлюры на Петровском бульваре или квартира в жилом доме возле Курской, где Виноградов живет и проводит свои перформансы сейчас. Как и подобает ритуалу, «Бикапония Небесного Леса» уже много лет проводится еженедельно. Что не мешает Герману Виноградову находить время еще для множества проектов, театральных, художественных и музыкальных – будь то академический авангард или экспериментальный рок: группы «Гроздья Виноградовы» и «Отзвуки Му», в которых вместе с Германом играют бывшие участники культовой российской концептуальной панк-группы «Звуки Му». В этих рок-формированиях Виноградов выступает вокалистом и гитаристом.

— Андрей Ковалев

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать