Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Станислав Шурипа

ART
художник | 19?? — сегодня
Исследователь визуальности в эпоху цифровых коммуникаций
Для художника Станислава Шурипы самая интересная черта современности — это то, как мир становится виртуальным: все больше значения получают идеи, знания и образы, а вещи уходят на второй план. Повседневность собирается из баз данных; жизнь раскладывается на цепочки алгоритмов, а человек превращается в менеджера информационных потоков.
В проекте «А1» (2007) из сложенной в гармошки листов обычной бумаги художник строит макет несуществующего футуристического города, по лабиринтам которого путешествует камера. Лиловая неоновая подсветка — единственное солнце в этом городе; хаотичное движение камеры вызывают в памяти заставку легендарного фильма «Хакеры» (1995). Там титры всплывали на фоне похожего движения камеры вдоль компьютерных микросхем, превращаясь в метафору города «поколения Next». Бесплотное цифровое видео гораздо больше приспособлено к современной жизни, чем хрупкая и податливая бумага, хотя в версии Шурипы ее формы ностальгически отсылают к американскому минимализму 1960-х, например Ричарду Серра с его скульптурами из тонн тяжеловесного металла.
В серии «Городские пейзажи» (2012) использованы эффекты цифровой визуальности — эстетика видеоигр, диаграммы Power Point, программные интерфейсы и архитектурные 3D-эскизы. За этими образами уже нет никаких физических объектов. Здания еще не построены; фантазии компьютерных игр существуют только в виртуальном мире; инфографику, конечно можно материализовать на планшете, но первичным все равно останется ее образ в компьютере. Художник не без парадоксальной иронии переносит эти изначально цифровые образы на предельно традиционный носитель. Живопись, классическая форма изображения реального мира, наполнена тем, чего в природе нет. Правда, и самой природы тоже нет — только урбанистические виды.
Современная архитектура и дизайн испытали мощное влияние открытий авангарда начала XX века. Шурипа, последователь этих идей, в своих работах показывает, что за любым искусственно созданным пространством лежит логика иерархий, ритма и направления движения. Причем не только сами общественные пространства, но и их образы несут на себе отпечатки стратегий поведения в конкретном времени и месте. Образ пространства превращается из иллюзии физического мира в цепочку знаков, в поток информации, который нужно расшифровывать как сообщение.
В анимации «Победа над солнцем» (2014) Шурипа создает адаптированную к современности вариацию одноименной «оперы» Малевича, Крученых и Матюшина (1913). Устремленные к абсолютной геометрии супрематические структуры оказываются идеальными героями цифровой анимации. Перевернувшие все старые представления об искусстве революционные формы Малевича стали теперь наборами двоичных кодов; геометрические формы превратились в образы, состоящие из наборов цифр. Компьютерные пиксели на экране монитора в этом мире буквально расщепили свет солнца, с которым боролись футуристы — теперь оно присутствует одновременно везде и нигде.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
С проекта Observatorium (2014, совместно с Анной Титовой) художника все больше интересует документальность: то, как с ее помощью можно конструировать реальность сегодня, когда мир стремительно расширяется в направлении виртуальных потоков коммуникационных сетей. Он использует приемы исторической экспозиции, в том числе реконструкцию, вводит в повествование категорию воображаемого архива и строит его по принципу гипертекста — ключевого принципа того, как организована информация в сети сегодня. Observatorium был реализован расположенном в центре Санкт-Петербурга заброшенном флигеле, который был заполнен объектами, схемами, документами и видео — все как в музее-квартире какого-нибудь известного ученого. Персонаж, который когда-то там жил, был одержим некой конспирологической теорией; и производил тщательные разыскания в поиске ее документальных подтверждений. Его архивом и воспользовались художники, выступавшие в качестве исследователей второго порядка, исследователей исследователя. Такая многоступенчатая конструкция понадобилась для изучения тех методов, с помощью которых наша цивилизация обрабатывает и структурирует информацию. То есть — как теперь пишется История.
Для Шурипы, художника и теоретика, предназначение современного искусства заключается в создании «ментальных образов» — они и есть произведение. Но, для того, чтобы такой образ возник, нужен носитель информации способы ее интерпретации. Этот носитель — сам зритель, его разум и память. Произведение искусства уже не самодостаточно, это не объект, а ситуация: она появляется в тот момент, когда зритель встречается с работой.

— Андрей Ковалев

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать