Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Электробутик

ART
художник | 19?? — сегодня
Критические технологии или критический медиа-арт
Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин были одними из первых, кто стал исследовать эстетические и выразительные возможности новых технологий в России. «Электробутик — это критика современного общества и культуры потребления при помощи новых медиа.
Группа образовалась в 2004 году, а до этого у каждого из художников был свой творческий путь. В 1988 году Шульгин участвовал в создании группы «Непосредственная фотография» куда входили Александр Слюсарев, Игорь Мухин и другие. Одной из работ этого периода были «Чужие фотографии» проект, состоящий из найденных Шульгиным безымянных снимков заводских цехов. Аристарх Чернышев совместно с Владиславом Ефимовым в своих интерактивных инсталляциях подвергали критическому осмыслению современные технологии, создавая абсурдные и предельно дискомфортные девайсы.
Название «Электробутик» иронизирует над коммерциализацией искусства, когда произведение превращается в предмет роскоши, а художник — в модный бренд. В работах группы прослеживаются две линии — развитие технологий, определяющее новое видение мира, и осмысление окружающей действительности при помощи новых медиа. Идея о том, что технологии рождают новое восприятие мира, реализуется в работе «Super-I» (2005). Зритель надевает прибор, который генерирует цветные галлюцинации основываясь на изображении извне, и может таким образом развлекать себя, сохраняя некоторую связь с реальностью. Это одновременно и модный гаджет, и произведение искусства. В другой версия очки висят на стене и смотрят на зрителя — произведение искусства и зритель меняются местами. (The Way I See It!, 2007).
В работе Чернышева «Knode» (2009) новости с серверов новостных агентств бегут по замкнутому маршруту внутри скульптуры, материализуясь на короткий миг в материальном пространстве. Тему эксклюзивных «гаджетов» продолжает закрученный в спираль «Айфон», напоминающий башню Татлина («3G International», 2010). Это осовременивание авангарда, или наоборот констатация его завершения и окончательного превращения в попсу. Утопические замыслы конструктивистов о более разумном, совершенном мире, оборачиваются постисторическим настоящим, в котором обладание новейшими технологиями приносит коммерческую выгоду.
Если во времена авангарда массовое производство предполагало оригинальное инженерное или художественное решение, то к концу ХХ века сам творческий процесс был поставлен на поток и стал напоминать конвейер, выпускающий качественные, но мало отличающиеся друг от друга работы. Для того, чтобы охарактеризовать подобную тенденцию художники придумали и ввели в обиход термин Арток (впервые предложен Аристархом Чернышевым в 2007 году). В 2010 году Шульгин и Чернышев опубликовали текст «Прикольное искусство будущего», в котором разложили по полочкам алгоритмы создания дорогих и известных произведений современного искусства. Например, можно «Взять что-то маленькое и сильно увеличить» или «Взять единичный объект и размножить его». Такие алгоритмы обеспечивают формальное разнообразие работ при постоянстве качества, оставляя поиски смысла или символического содержания на долю зрителя. «Электробутик» доводит эту ситуацию до абсурда и создает программу-устройство для автоматического производства искусства под названием «ARTOMAT.pro» (2013). При помощи несложной программы абсолютно бесплатно любой желающий может почувствовать себя Джефом Кунсом, Дэмьеном Херстом и другими популярными художниками, создав свой «арток» в виртуальном пространстве.
Художники «Электробутика» вспоминают, как однажды их назвали «дизайнерами неолиберализма». Ответом на это определение стал проект «Дизайн неолиберального режима» (2013). На выставке по стенам были развешаны со вкусом раскрашенные кляксы, вырезанные по векторным формам из Интернета. Надев специальные очки, зрители могли увидеть все ужасы современной экономической модели развитых стран — разгон демонстраций; тяжелый труд угнетенных; лицемерных политиков и тому подобное. Вывод — у денег, которые тратятся на искусство иногда бывает темное прошлое.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
В 2014 году Чернышев и Шульгин открывают «Электромузей» — выставочное пространство, в котором они выступают как кураторы. Выставки, в которых участвуют молодые художники, а иногда и все желающие — часто связаны с культурой интернета и соцсетей и являются аппаратом осмысления актуальных тенденций в Сети.
На пике технологического бума первых двух десятилетий XXI века возникло понятие «продвинутый пользователь», который может подстраивать под себя функционал программы или устройства. Благодаря искусству Электробутика (и других медиа-художников) мы понимаем, что подобный осознанный подход к технологиям позволяет превратить порождаемые ими проблемы в решения.

— Андрей Ковалев

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать