Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Ольга и Александр Флоренские

ART
художник | 19?? — сегодня
Пересекающиеся прямые: два художника, сумевших сохранить индивидуальность невзирая ни на счастливый брак
Ольга и Александр идут по жизни вместе, какие-то их работы сделаны в соавторстве, какие-то — в сотрудничестве, а многие индивидуально, но при этом они остаются идейно и стилистически близки. Даже в тех случаях, когда они работают отдельно, они не перестают быть единомышленниками, сохраняющими индивидуальность. Ольга и Александр познакомились в 1977-м году, на первом курсе ЛВХПУ им. Мухиной, через три года поженились. Чуть позже они вошли в круг «Митьков» и стали одними из центральных фигур этой художественной группировки, ставшей одной из культурных легенд Ленинграда — Санкт-Петербурга.
Эта была тесная дружеская компания собралась в 1985 году в Ленинграде. Молодые художники искали новые живописные языки, а также способы добывания выпивки. Кто-то из них был, как Флоренские, формально трудоустроен в прикладном и оформительском искусстве; кто-то работал сторожем или оператором котельной. Ядро компании составили Дмитрий Шагин (собственно Митя, от чьего имени в пошло название группы), Владимир Шинкарев, Андрей Филиппов, Виктор Тихомиров — и оба Флоренских. Живописный язык, который они культивировали, не был их оригинальным изобретением. Более того, этот наивный экспрессионизм — безалаберный, грязный и искренний, за внешней небрежностью которого только наметанный глаз различает верность идеологии и скрупулезное внимание к цвету и форме — может считаться единственным мэйнстримом петербургской живописи второй половины ХХ века. Дмитрий Шагин — сын живописца Владимира Шагина, одного из главных членов Арефьевского круга — унаследовал оптику от отца. Митьки лишь переработали его по-своему и возвели в художественный принцип искусство жизни: такое же безалаберное и задушевное.
Флоренские принимали участие во всех выставках и проектах митьков. В 1992 году Александр Флоренский стал художником-постановщиком анимационного фильма «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер»; Ольга Флоренская принимала участие в работе над шрифтовым решением фильма. А в 1994 году уже Ольга стала автором мультфифильма «Чудо из чудес», Александр же был помощником в работе над фильмом — нанятым по договору и оплачиваемым. В том же 1994 году супруги основали при группе издательство «Митькилибрис» (Александр Флоренский на тот момент уже давно и успешно реализовал себя в книжной графике). К началу 2000-х «Митьки» как единая группа практически сошли на нет (хотя официально продолжают существовать по сей день, но скорее в декоративно-сувенирной роли), все художники пошли своим путем, и это пошло им на пользу: свой путь у большинства из них выглядит более зрелым и интересным, чем бесшабашная митьковская юность.
Спектр техник, которые используют Флоренские, выходит далеко за рамки живописи. Ольга Флоренская с молодости создавала тканевые коллажи. Проект «Движение в сторону Йые» (1995) стал опытом синкретического мифотворчества: «этнографическое исследование» несуществующего народа йые включало в себя текст «ученых записок», фото, видео, объекты и рисунки. Ближе к 2000-м Флоренские занялись преимущественно искусством объекта, начав большую серию «Русский дизайн», добротно сработанную из оцинкованных ведер и корыт, дверных ручек, деталей механизмов и грубых досок. «Передвижной бестиарий» составлен из очень достоверных изображений животных, собранные из обломков бытовых вещей, анимированных при помощи примитивных автоматов. Эти наивные и такие симпатичные зверушки в 1998-м были показаны в компании классических скульптур петербургского Летнего сада. «Смиренная архитектура» (1999) — действующие модели архитектурных сооружений от сараев до замков, тоже собранные из всякого мусора. «Русский патент» (???) — квазинаучные чертежи и макеты диковинных приборов и механизмов, заоблачные мечтания каких-то безумных изобретателей-самоучек. Флоренскими из всех этих отнесенных на помойку, заброшенных на антресоли и сосланных на дачу вещей был создан целый мир, в котором в замысловатых макетах хронометров течет «Местное время».

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
В 2010-е годы пара возвращается к живописи. Ольга Флоренская продолжает свой проект «Психология бытового шрифта», изучая рукописные объявления, таблички и вывески. Александр Флоренский фокусируется на пейзажной живописи: пара много путешествует, и Флоренский создал не только сотни пейзажей, но и серии городских азбук: «Петербургская азбука», «Воронежская азбука», «Тбилисская азбука», «Черногорская азбука», «Иерусалимская азбука» и др.: перечень знаковых для того или иного места локаций и понятий, существующий как на картинах и рисунках, так и в виде книг.

— Андрей Ковалев

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать