Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Владимир Логутов

ART
художник | 19?? — сегодня
Художник, изучающий зрителя
Интерес к современному искусству появился у Владимира Логутова еще во время учебы на факультете изобразительного искусства в Самарском государственном университете. В 2004—2005 гг. он сделал акцию «Открытая студия», перевез на две недели собственную мастерскую в торговый центр, показав посетителям обычный скрытый процесс художественной работы, то есть создал ситуацию наблюдения. Тогда же, вместе с друзьями Логутов делал выставки, проводил городские акции, небольшие фестивали и позже — организовал школу современного искусства.
В основе его ранней видеоработы «Сумерки» (2005) повседневная мизансцена выглядит так, как будто она зафиксирована камерой видеонаблюдения — грязный перекресток, машины, люди. Владимир Логутов разрывает этот поток мельчайшими сбоями — люди исчезают; у прохожего нет головы; в гул машин вклинивается крик чаек и шум прибоя. Он тактично манипулирует зрительским вниманием, заставляя всматриваться в ничем не примечательную повседневность.
Провокация зрительского внимания стала основным импульсом его персональной выставки «Дополнительный элемент» (2007). Несколько «картинных» серий были объединены идеей подмены искусства на его изнаночную сторону: следы обратного конца графического карандаша при рисовании анатомического атласа (серия «Негативное рисование») или испорченные холсты, представленные как абстрактная живопись (серия «Брак»). В «Тенях» — изображала тени зрителей и художественных объектов на выставке.
Созданием подобных провокативных ситуаций для зрителя занималась и самарская группа «Лаборатория», в которую помимо Логутова входили критик и искусствовед Константин Зацепин, художники Олег Елагин, Александр Лашманкин, Андрей Сяйлев и теоретик Илья Саморуков. Они рассматривали идею коммуникативной среды как холста: «Коммуникация — это поле для художественной работы», говорил Логутов в диалоге-манифесте группы. Помимо собственных работ (в основном — акций и хэппенингов), «Лаборатория» на протяжении года делала в Самаре «Галерею одной работы», пытаясь на каждом событии инициировать активность зрителя.
Коллективные акции «Лаборатории», ориентированные на психогеографические практики взаимодействия с городским пространством, повлияли на два больших проекта Логутова — «Структурированные пространства» (2011) и «Руины индустриального» (2013). Последний включал в себя объекты из металла и бетона (иллюзорные поверхности и непонятно каким образом скрученные в узлы рельсы) и видео, снятое в режиме наблюдения за наблюдением: стоящая спиной к зрителю девушка, перед ней индустриальный пейзаж — завод, облако пыли, падающие куски бетона. Инсталляция складывалась в своего рода музей индустриальной эпохи, где место реальных заводских руин заняли сделанные художником объекты.
В кураторской практике Владимира Логутова в то время воплощал обратный принцип. Выставка «Не музей. Лаборатория эстетических подозрений» (2014) прошла в здании заброшенной поликлиники и стала исследованием зрительского взгляда в пространстве, альтернативном «белому кубу» галереи. Там границы искусства и не-искусства были размыты, а зрителю самому приходилось решать, что перед ним, прислушиваясь к своему, по словам Логутова, эстетическому подозрению. «Мы призываем к переориентации зрителя, который <…> готов увидеть и понять, готов достраивать и производить смыслы», — писал Логутов. И только присутствие такого зрителя способно наделить объекты, вышедшие за пределы музейных стен, статусом художественного произведения.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
В большом проекте «Следующий уровень» (2017) Логутов обратился к исследованию бытования картины и зрительского восприятия образа в постцифровую эпоху. Сначала — легкие акварели, многослойные коллажи, совмещающие аэрографию, живопись, и распечатанные на разных материалах компьютерные изображения (найденные и сделанные художником). В центре экспозиции — большой зеркальный куб, отражающий в себе и работы художника, и зрителей. Все это — чтобы погрузить зрителя в ситуацию рефлексивного смотрения, кульминацией которого стал вывернутый наизнанку белый куб. Зрителю предлагалось заглянуть внутрь этого куба — и посмотреть там видеоработу Владимира Логутова, изображающую уже других зрителей на другой выставке.
Бесконечная рефлексия над феноменом выставки, объекта и зрителя, их умножение, взгляд на эти составляющие с разных точек зрения, от приближения до остранения, позволяет художнику создать захватывающий нарратив не только о жизни и смерти картины, но о длительности зрительского восприятия, без которого произведение искусства состояться не может и которое таким образом становится центральным объектом (и субъектом) экспозиции.

— Елена Ищенко

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать