Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Петр Белый

ART
художник | 19?? — сегодня
От рисования — к созданию пространств, от создания — к их курированию
Петр Белый родился в 1971 году в Ленинграде. Его отцом был известный художник-график, книжный иллюстратор Семен Белый. Петр сызмальства учился рисованию, поступил в ЛВХПУ им. Мухиной, однако через два года бросил училище, с 1995 года учился в Лондоне, закончил магистратуру при отделении печатной графики Camberwell College of Arts, и в 1999 году стал действительным членом британского Королевского общества граверов. Казалось бы, ему было на роду написано продолжать отцовскую карьеру в рисунке. Но он не стал этого делать.
Начав с печатной графики, Белый вскоре перешел к объему и начал движение в сторону объекта и инсталляции.
Для Белого характерен нарочито грубый, «мусорный» выбор материала: если это дерево — то дешевые, занозистые, иногда траченые гнилью доски; если железо — то ржавое или дешевое оцинкованное; черная промышленная резина, ртутные лампы дневного света, строительный гипсокартон. Нередко его материалом становятся найденные объекты: полотно двуручной пилы с торчащими зубьями, наложенное на деревянную доску, становится лесным пейзажем. Зубчатый круг циркулярной пилы в инсталляции «Зубья» (2015) становится декорацией в театре теней, а в инсталляции «Пауза» (2011) — инструментом: вращаясь, он разбрасывает по белым стенам выставочного зала брызги налитой на него жидкой краски, создавая в реальном времени графическую запись механического движения.
Даже в плоскостных работах для Белого характерно стремление к трехмерности, к исследованию пространства и того, каким образом произведение искусства создает и размечает пространство. Пространство у него может раскладываться на чуть выпуклую тайнопись некоего алфавита, как в объекте «Диалект», где гнутые железки (на самом деле простые гвозди) превращаются в знаки, похожие на арабскую вязь, а потом обретают новый смысл уже даже не в трехмерном, а во внемерном пространстве света, будучи выведенными из всех измерений ослепительно яркой подсветкой; пространство может схлопываться до одномерного, до единой светящейся линии, как в «Воспоминаниях лопаты», когда черенок обычного садового инструмента заменяется люминисцентной лампой и вкупе с «мемуарным» текстом об истории ручного труда в СССР переводит зрителя из физического бытия в бытие историческое; пространство может разлетаться во все стороны из единой точки безмолвным взрывом, как в инсталляции «Тишина».
Пространство Петра Белого всегда пустое, но никогда не предназначено к пустоте. Его пустотность населена знаками, следами и голосами когда-то бывших здесь жителей; отсюда у Белого такое изобилие постурбанистических инсталляций — «бывших жилищ». В проектах «Опасная зона», «Стандартный мавзолей», «Красный метеорит» он воспроизводит каркасы типовых многоэтажек, то ли разрушенные какой-то внешней силой, то ли просто траченые временем. Они возведены из гипсокартона — материала не архитектурного, а отделочного, используемого для внутренней обшивки помещений и для изготовления архитектурных макетов, материала недорогого, недолговечного и широкоупотребительного, так что он вполне может символизировать «одноразовость» массовой потребительской культуры, охватывающую даже то, что по самой сути своей должно быть уникальным и долговечным: жилье, домашний очаг. В проекте «Мой район» Белый выступает предельно наглядно: здесь его «домики» — типовые советские панельные многоэтажки — собраны из слайдов в картонных рамках, знакомых каждому ровеснику этих домостроительных проектов: трогательных воспоминаний юности, снятых любительской камерой.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
В последнее десятилетие Петр Белый, не прекращая работать как художник, успешно реализует себя как куратор и арт-менеджер. На его счету курирование многих групповых выставок и выставочных программ. Серия выставок «Невидимая граница» в московской галерее «Культпроект» в 2012—2013 году стала заявкой на летопись новейшей истории петербургского искусства. Крупная выставка «Сигнал» под кураторством Белого в 2014 году представила в совершенно новом пространстве заброшенного завода текущее состояние петербургского искусства настолько точно и остро, что завоевала премию «Инновация». В 2016 году Белый представил в Московском музее современного искусства ретроспективу «Товарищества Новые Тупые» — одного из самых ярких и недооцененных арт-сообществ рубежа 1990-х и 2000-х. Наконец, начиная с 2009 года он курировал поп-ап галерею «Люда» в Петербурге: уникальную некоммерческую площадку, где открывалось по 4−6 выставок каждый месяц, каждая длилась 2−3 дня, и в таком бешеном темпе пространство «Люда» функционировало до середины 2010-х как альтернативный центр художественной жизни города.
Белый — персонаж, о котором сложно сказать, чего в нем больше: художника или куратора художников. Тем не менее, именно художническую его состоятельность, качество и смысловую насыщенность его собственных работ вряд ли возможно поставить под сомнение.

— Елена Ищенко

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать