Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Провмыза

ART
художник | 19?? — сегодня
Видео, рефлектирующее о том, что такое видео
Группа была основана в 1998 году Галиной Мызниковой и Сергеем Проворовым. В 1990-х художники работали вместе на Новгородском телевидении и выпускали программу «ОСТВ» («Очень странное телевидение»). Параллельно ставили первые эксперименты в кинематографе. Из них постепенно выкристаллизовалась характерная для художников форма произведений и метод работы с видео, погружающий зрителя в рефлексию относительно самого медиума и собственного восприятия.
В одной из ранних работ группы «Провмыза», «Мокрый цыпленок» (2003 году) исследуется обратная сторона рекламных видеороликов. Девушку в кадре обливают водой, затем сушат, затем обливают водой — и так далее. При этом картинка получается качественная и привлекательная — настолько, что затмевает собой мысли об эксплуатации модели, граничащей с насилием. Это противоречие побуждает зрителя задуматься о самой природе видеоизображения. Как все обстоит на самом деле?
В видеоинсталляции «Три сестры» три девочки, показанные на экране, установленном на уровне второго этажа, готовятся прыгнуть вниз. Художники намеренно уходят от иллюзорности, создавая заведомо абсурдную ситуацию. Времена, когда зритель не мог отличить изображение на экране и реальность прошли очень давно. Если кто-то из героев все решится прыгнуть, то это будет «не по-настоящему». Мера игры и серьезности происходящего на экране неуловима. Это порождает сложность в определении природы произведения — невозможно точно ответить на вопрос, кто на экране. Актеры? Обычные дети, играющие в какую-то опасную игру? Или все же дети, которым предложили побыть актерами?
Самую радикальную для своего творчества инсталляцию, где полностью отсутствовало какое-либо изображение, художники представили в Российском павильоне на Венецианской Биеннале в 2005 году. Поначалу на зрителей дул легкий ветерок. Однако, с каждым шагом вглубь павильона ветер становился все сильнее и сильнее. Шум ветра сливался с записанными голосами и звуками, издаваемым самими посетителями.
Получасовое видео «Отчаяние» (2008) окончательно стирает границу между видеоартом и короткометражным кинематографом. Группа людей с вязанками хвороста, закрывающими лица, передвигается по заснеженному полю. В кадр иногда попадают приметы современности — линии электропередач, постройки, но в целом создается ощущение безвременья, усиливаемое сходством людей на экране с персонажами картин Брейгеля. Когда люди собираются вместе — они похожи на большой куст, органично вписанный в пейзаж, а по-отдельности они вновь обретают человеческий облик.
В «Воодушевлении» (2010), как и в «Отчаянии» основной мотив — человеческое и природное. В кадре появляются люди с закрытыми волосами лицами — обобщенный образ человеческого. Сплавляясь на лодке по реке, они встречают в глубинах вод странное существо. Так человек и природа, на заре цивилизации объединяются друг с другом в ритуале знакомства.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
В работе «Вечность» главная героиня, девочка, присутствует почти в каждом кадре, скрепляя повторяющиеся лишенные ясного значения сцены. В этом видео художники делают акцент на тактильном восприятии. Пространство не столько показывается, сколько ощупывается главной героиней. Осязание отчасти противопоставляется зрению, как более надежный способ получения информации, в меньшей степени подверженной иллюзиям. Зритель же оказывается в замкнутом кругу попыток восстановить всю картину — и в плену у вечности.
Художники также известны проектами, созданными в сотрудничестве с музыкантами и композиторами. В рамках презентации проекта «Три струнных квартета для одного видео» видеоработа «Смятение» показывалась три раза, каждый раз с новым музыкальным сопровождением. Музыка и видео в проекте дополняют друг друга, таким образом рождается синтетическое произведение, построенное на нюансах интерпретации, интонациях и визуальных образах.
Мультимедиа-опера «Марево» 2012 создана художниками в соавторстве с композиторами Марком Булошниковым и Кириллом Широковым. В опере фактически всего одна сцена — сцена автомобильной катастрофы. Живые и неживые участники действия (люди, голуби, куст и собака) исполняют арии, связанные с событиями, произошедшими за несколько мгновений до катастрофы. Основной источник света в сценографии — лампа, которую перемещает по сцене технический работник — демиург. Преодолевая различия между живым и неживым, авторы показывают мир, в котором у каждой вещи или предмета есть свой голос, свое звучание.
«Провмыза» создает сложные и захватывающие видео-работы в которых сюжет переплетается с экспериментами над языком кинематографа и восприятием зрителя. Умение работать на стыке разных областей искусства позволяет художникам реализовывать критический потенциал кинематографического мышления вне экрана.

— Ольга Данилкина

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать