Возвращение серьезности и разговоров о действительно важном
Выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств, в середине 2000-х Пушницкий стал одним из знаковых художников нового поколения петербургского искусства, «новых серьезных».
«Новые серьезные» не были каким-то оформленным движением — это название художественные критики выдали полудюжине никак между собой не связанных авторов, вышедших на арт-сцену в 2000-е. Однако этот термин точно определял тенденцию. Художников нового поколения характеризовало внимание к форме и материалу, к ремесленному качеству своих работ, но главное — к важности эмоционального и философского посыла в их работах и к эмоциональному и рациональному ответу от зрителя, который эти работы предполагали. Они пришли на смену поколению 1990-х с его неверно воспринятым постмодернизмом как бесконечной клоунадой и игрой в бисер и в модные смыслы. Они подняли то, о чем в 1990-е было принято говорить с усмешкой: «вечные темы», «духовку и нетленку». Для тогдашнего интеллектуального мэйнстрима немалым вызовом выглядело искусство, описывающееся одергивающим окриком: «Эй, это не смешно». Человеку девяностых, которому всё было «смешно», такое искусство было как отрезвляющая пощечина: ему предлагалось прекратить игру и заново встретиться с такими, казалось бы, окончателььно «деконструированными» и «несовременными» темами, как смерть, братство, предательство, честь, ярость, тоска, бренность и обреченность, желание и любовь. А также со столь же «устаревшими», как ему казалось, для искусства нового века понятиями визуального качества и совершенства формы.
Пушницкий по образованию художник-график, но собственно графики в его творчестве мало. Графический бэкграунд дает о себе знать в его живописи — часто монохромной или почти монохромной, состоящей если не из только черного и белого, то из пигментов, разбеленных почти до состояния белил. Однако в двухмерном пространстве он верен традиционному маслу на холсте. Его крупноформатные «Лабиринты» (2010), «Структуры» (2001 — 2015), «Менины» (2002 — 2013) — наборы почти бесцветных отчетов о форме, игре света и теней как о неизбежной повинности художника; в этих холстах живописная аскеза, в которой художник принимает обет сдержанности и минимализма, и от этого лишь сильнее сквозь почти «молчащий» холст просвечивает драматизм изображения, превращая псевдоклассический пейзаж с руинами в свидетельство войны, а портрет медсестры в медицинском халате и маске — в аллегорию смерти, спокойной и терпеливо ждущей очередную жертву. В серии «Хлеба и зрелищ» (2000 — 2001) это влечение к драме и смерти достигало пика: черно-белые изображения римского Колизея, уже мертвых гладиаторов и гладиаторов еще живых, сцепляющих изможденные руки над куском хлеба, соседствовали со столь же напряженной росписью ломберного столика, призванного украсить гостиную богатого покупателя.
Название, 2000
описание проекта описание проекта описание проекта описание проекта
Из пространства холста Пушницкий выходит, не порывая с ним отношений. Его объекты и скульптуры — продолжение того исследования, которое он ведет всегда, и поисков ответа на тот же вопрос: как мимолетность человеческой жизни может быть запечатлена в вечности, и как инструментом для этого запечатления может стать искусство? В серии «Ожог» (2011) он просто идет войной на свой художественный мир — поверхность холста, прожигая ее насквозь. В «Дате рождения» он фотографирует могильные камни на кладбище в Мексике, и печатает фотографии на тяжелых мраморных кругах, придавая им вещественность, трехмерность и упрямость, которой невозможно противостоять. Многоцентнеровые свидетельства человеческого бытия и его конечности не сдвинешь с места. Пушницкий склонен объединять в одном проекте как максимальное количество материалов и техник; в одной выставке может участвовать дерево, железо, мрамор, живопись, гравюра. При этом ему удается удачно использовать самые, казалось бы, слабые стороны материала: так, мрамор плохо удерживает краску, и отпечатки на нем получаются с пятнами и выщербинами — но именно эта «траченность природой» становится самостоятельным выразительным средством. В объекте «Ступени. Лестница в небо», который Пушницкий выставлял неоднократно в разных местах в 2005 — 2015 годах, дешевизна и простота материала — обычных люминисцентных ламп, выстроенных «в лесенку» — стала залогом лаконичности и выразительности объекта, не меняющихся независимо от того, где и в каком контексте он выставлен.
Название проекта, 2019
Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
Пушницкий, несомненно, глубоко вписан в историю искусства и постоянно о ней размышляет. Последний его проект, «Tribute.Painting» (2018) — это одновременно и оммаж, как следует из названия, и диалог художника с живописцами-предшественниками от Веласкеса до Магритта. Пушницкий осознает себя их наследником, и ему есть какие неудобные вопросы им задать.