Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Ростан Тавасиев

ART
художник | 19?? — сегодня
Он оживляет плюшевых игрушек и создал новое течение — богемотопись
Ростан Тавасиев бесспорно, самый любимый художник у девушек, интересующихся современным искусством. Его произведения всегда понятны, художественные высказывания емки, материал обожаем — это мягкие плюшевые игрушки.
Началось все с дипломной работы на выставке Института проблем современного искусства (2003). Серия графических работ со сложным названием «Новое течение в современном искусстве и фантастический сериал» была посвящена феномену желания. Художником спроектировал аппарат, в котором механическая рука достает плюшевые игрушки. На графике изображен желанный розовый медведь и та самая «рука». Цель оказывается достигнута, интерес по достижению ее стремительно пропадает, уже не хочется этого медведя, но возникает новая, более прекрасная манящая цель.
Художник выходит в большую жизнь и попадает на подмосковный фестиваль ленд арта «АртКлязьма». На нем представил работу «На волю» (2003). Все тот же аппарат по извлечению игрушек, но он сломан. Его плюшевые обитатели бросились в рассыпную, сбежали на свободу. Тавасиев задается вопросами: что ждет синтетических зверушек среди полей и лесов? Как примет своих внуков мать природа. Но сердобольные гости фестиваля растащили всю плюшевую живность по домам.
Для АртКлязьмы 2004 года Тавасиев подготовил арт объект «Березка». Художник в этот раз стал переживать за деревья, ведь они лишены возможности передвигаться, у них нет ног. Он прибил к самодельной березе колесики, так что зрители фестиваля могли ее возить за собой. Потом березу с удовольствием катали по АртСтрелке, до самого ее закрытия в 2009 году. Это первые шаги на пути одушевления плюшевых игрушечных объектов, в частности по средству приделывание им ножек. Тавасиев втянулся в процесс одушевления, и теперь у плюшевых друзей стали возникать совершенно человеческие проблемы: фото-серия «Свинтус» (2003 год), игрушечный меховой поросенок вглядывается в свое отражение на банке тушёнки. Художник наделил, приписал животному кризис самоидентификации.
Произведения Тавасиева эволюционируют, и его плюшевые зверята могут разговаривать с аудиторией на абсолютно любые серьезные темы. В Калининграде, например, художник борется с фашизмом. Для своей работы «Кирпичи Калининграда» (2005) он выбрал внутреннее кольцо городских укреплений, сердце города, символ некогда военной мощи Германии: «Плюшевые игрушечные кирпичики, вживленные в стены, способны трансформировать мрачную ауру фортов в светлую и чистую энергию радости. Считаю этот проект своим посильным вкладом в борьбу с фашизмом» — говорит автор. В проекте «К свету» (2009) мы, зрители, наконец, узнаем, как выглядит плюшевая душа. Все то, над чем корпел художник несколько лет. Оставив шкурку на подиуме, поток синтепона покидает плюш и стремится к свету, в данном случае к электрической лампочке.
Увлечение плюшевыми зверьками переросло в Бегемотопись — в нем вместо кисти художник Тавасиев использует игрушки. Помимо того, что плюшевое животное — это средство написания картины, оно еще является, в некотором смысле, автором, прилипшим к произведению искусства. Получается что-то между абстрактной живописью и ассамбляжем. Навела на идею создания нового течения в искусстве Тавасиева история современного искусства: это и Шелковский с ассамбляжами, Кандинский со своим «Духовном в искусстве», говорящий о цвете и форме в живописи, Ив Кляйн, использовавший в качестве инструмента живописи голых девиц, извазюканных в «интернациональном синем» и т. д.
Слово «бегемотопись» имеет два корня: бегемот и пис (бегемот с др еврейского означает животное) (пис — действие, написание или рисование бегемота или животного).

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
Ростан Тавасиев в какой-то момент решил делиться с людьми своим изобретением и преподает на курсах бегемотописи в нескольких городах России (Москва, Санкт-Петербург). Занятия носят также терапевтический характер, помогают успокоится и отвлечься от ежедневной суеты. В Екатеринбурге в 2012 году была открыта Первая Уральская открытая школа бегемотописи.
Академические изыскания не отпустили художника и он принялся изучать собственный мозг («Внедрение», 2011 год) и депрессию у улиток («След улитки», 2012). В 2013 году, Тавасиев, не замеченный до этого в социальных сетях, придумал несколько плюшевых созданий со странными именами: там Пурпурный, Полная мысль, Хидден Хиккимори и т. д. и создал им аккануты, писал за них статусы, постил фотографии. При этом существа зафрендили практически всю арт тусовку и вступали с ней во взаимодействие. Всех существ скопом можно было увидеть на выставке «Все сложно» в Мультимедиа Арт Музее (2013).
В данный момент Ростан Тавасиев работает над созданием первого фантастического сериала, рассказывающего об изобразительном искусстве далекого будущего.

— Елена Ищенко

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать