Узнавай все первым
подпишись на нашу культурную рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности
ART
ART
ART

Группировка ЗИП

ART
художник | 19?? — сегодня
Ходоки в народ, мечтатели и общественники, ежедневно превращающие жизнь в искусство
Группировка ЗИП — художники, несущие искусство в массы, которым оказалось под силу самостийно организовать арт-институт, резиденцию, фестиваль, выставочные залы и даже музей. Музей ЗИП может располагаться под открытым небом; выставочный зал — в ЗИП-мобиле, на котором художники путешествуют по городам и весям, а площадки фестиваля раскиданы по мастерским и улицам Краснодара. С самого начала «зипы», каких окрестили в народе, не ограничивались производством артефактов. Для них искусство немыслимо без социального активизма — художник должен ходить в народ и должен стать социальным работником.
Группировка ЗИП появилась в 2009 году, когда несколько молодых художников искали место для мастерской в заброшенных пространствах Краснодарского завода измерительных приборов. Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины, и Константин Чекмарев (член группы до 2012 года) объединились в группу, для названия которой была позаимствована аббревиатура завода. Для своей первой выставке «Живой уголок» (???) художники использовали вещи, оставшиеся на заводе с советских времен. В результате художественного преобразования заводского пространства получилось что-то вроде комнаты отдыха, которые существовали на производственных предприятиях в СССР. Портрету Ленина без носа художники вернули нос, реанимировали историческую шахматную доску и выставили как есть трогательные новогодние послания рабочих друг другу. Получилась среда, где каждый зритель мог почувствовать себя не только наблюдателем, но и частью творческого процесса. ЗИП в мифологии художников стал моделью свободного, независимого государства для творческих людей, социалистическим островом в капиталистическом мире, которому они посвятили еще один проект — «Утопия».
Впрочем, краснодарские художники не ограничились захватом одного отдельно взятого завода. Их миссионерские устремления распространились намного шире, фактически они создали художественную среду со всеми институтами современного искусства в Краснодаре с нуля. Помимо независимого Фестиваля уличного искусства «Может» и арт-резиденции «Пятихатка» неподалеку от Анапы, ЗИП организовали Краснодарский институт современного искусства, где проходят лекции, мастер-классы и выставки. Со временем КИСИ стал частью культурного центра «Типография», где были открыты детская и взрослая арт-школы, галерея RedGift.
Отсутствие музея современного искусства в Краснодаре стало поводом для создания музея ЗИП, построенного рядом с заводом. В настоящем белом кубе были выставлены украшения из перфокарт, самодельный молоток и прочие арт-объекты, частично созданные «с любовью» рабочими завода. По замыслу художников, Музей ЗИП должен был работать постоянно, однако пропал через три дня — впрочем, восстановленный объект стал экспонатом выставок ЗИП.
ЗИП сознательно дистанцируются от коммерческого искусства, делая объекты из подручных материалов, больше похожие на производство кружка «Сделай сам». Подобно пионерам ситуационизма из группы Флюксус, творчество которых очевидно вдохновляет краснодарских художников, работы ЗИП может сделать каждый. Для создания воображаемого музея на выставке «Утопический скелет» художники сколотили из самых обычных деревянных реек шедевры скульптуры и архитектуры, не получившие должной реализации в жизни. А в проекте «Черный рынок» арт-объекты — пистолеты из веток, животные из гвоздей, дырявый глобус и другие экспонаты предлагалось купить из-под полы, а деньги положить под коврик галереи. Таким нехитрым способом художники противостоят глобальному арт-рынку.
Для ЗИП завет великого Йозефа Бойса «Каждый человек художник» — не пустые слова. Зрители всегда могут присоединиться к художникам на выставках, делая собственные произведения. Как случилось и в проекте «По пути», целью которого был исследование художественной среды в городах России. ЗИП проехали по маршруту Краснодар-Ростов-Воронеж-Липецк-Москва на фургоне VolkswagenTransporter 1981 года, который послужил передвижным выставочным залом на остановках.

Название проекта, 2019

Описание описание Описание описание Описание описание Описание описание
Художники не оставили без внимания и участников политических акций, для удобства которых была сконструирована БОП — «Будка одиночного пикета», защищающей демонстранта от дождя и холода. Также безопасность активистов стала целью проекта «Протестная аэробика», где художники давали инструкции, как защититься от ударов дубинок и прочих неприятностей на митинге.
Десятилетнюю историю группы можно было увидеть на выставке «Остановка ЗИП» в Московском музее современного искусства. На четырех этажах выставки расположилась тотальная инсталляция, рассказывающая о прошлом, настоящем и будущем группы, каким они его сами видят. Музейная ретроспектива стала еще одной площадкой, где художники вели диалог со зрителем при помощи эстетики взаимодействия.

— Ольга Данилкина

искусствовед, арт-критик
Еще читать и читать